Аннотация к курсу "Поднебесная сквозь голубой экран"

В настоящее время понятие «китайское кино» у большинства людей ассоциируется с гонконгскими боевиками, Джеки Чаном и боевой техникой ушу. Массовая коммерциализация мирового кинематографа и ориентация на краткосрочную окупаемость привела к тому, что большинство кинолент, поступающих на мировые экраны из Китая, ориентированы лишь на кассовый сбор, и представляют собой экшн с обилием боевых искусств. Тем не менее, начиная с 1980-х годов, в Китае появляется множество молодых режиссеров, которые стали первопроходцами нового социального кино и основателями нового китайского кинематографа. Обходя цензуру, они прибегали к интересным приемам и затрагивали самые рискованные темы. Не известные широкому зрителю вне Китая режиссеры, такие как  Чжан Имоу, Цзя Чжанкэ, Цай Минлян, Цзян Вэнь и др., неоднократно становились победителями международных кинофестивалей в Берлине, Каннах и Венеции.
Таким образом, актуальность курса обусловлена тем, что в настоящее время у студентов, изучающих китайский язык, наблюдается ярко выраженное отсутствие представлений о современном китайском кино, что лишает их возможности «заглянуть» в мир чужой культуры и ознакомиться с поведенческими моделями носителей китайского языка, препятствуя тем самым формированию социокультурной компетенции учащихся. Также следует отметить и то что, даже имея желание ознакомиться с современным китайским кино, студенты часто сталкиваются с определенными трудностями, так как китайские фильмы с русским переводом или субтитрами довольно трудно найти, ведь студенты, только начинающие изучать китайский язык, испытывают сложности с освоением просторов китаеязчного интернета, и зачастую не знают, что им нужно искать. Кроме того, после просмотра определенного фильма у студентов часто возникает много вопросов, именно поэтому важной частью всего процесса нам представляется помощь преподавателя.
Целью данного курса является формирование социокультурной компетенции студентов посредством ознакомления с современным китайским кино, были поставлены следующие задачи:
1.. Краткое ознакомление с историей Китая ХХ века, а также с историей китайской кинематографии.
2. Просмотр, анализ  и обсуждение предложенных преподавателем  кинофильмов
3.Проведение вводных бесед, направленных на расширение фоновых знаний учащихся о событиях, происходящих в каждом конкретном фильме.
4.Обращение внимания студентов на поведенческие особенности представителей китайской культуры и особенности китайского быта.
5.Систематизация и расширение страноведческих знаний учащихся.
Теоретические знания, приобретенные студентами по окончанию курса, могут быть применены как в дальнейшем процессе обучения (на занятиях по лингвострановедению, культурологи, практике устной и письменной речи и т.д.), так и при живом общении с носителями китайского языка. 

Раздел 1:Вводная лекция
1.1.Краткий обзор истории Китая ХХ века.
1.2.Китайское искусство ХХ столетия.
1.3. История развития китайского кинематографа.
1.4.Основные деятели китайского кинематографа.
Раздел 2:Фильм «霸王别姬» («Прощай, моя наложница») Чэнь Кайгэ, 199З г.
1.1.Проведение вводной беседы, направленной на расширение фоновых знаний учащихся о событиях, происходящих в фильме (этапы культурной революции в Китае, особенности китайской оперы, пекинская опера в период культурной революции).
1.2.Просмотр фильма «Прощай, моя наложница».
1.3.Дискурсивный анализ и коллективное обсуждение кинотекста.
1.4.Выявление и формулирование основной идеи кинотекста.
Раздел 3: Фильм «红高粱» («Красный гаолян») Чжан Имоу, 1987г.
1.5.Проведение вводной беседы, направленной на расширение фоновых знаний учащихся о событиях, происходящих в фильме (японская оккупация, свадебные традиции в Китае, гаоляновое вино).
1.6.Просмотр фильма «Красный гаолян».
1.7.Дискурсивный анализ и коллективное обсуждение кинотекста.
1.8.Выявление и формулирование основной идеи кинотекста.
Раздел 4: Фильм «那山那人那狗» («Почтальоны в горах»), Хо Цзяньци, 1999 г.
1.9.Проведение вводной беседы, направленной на расширение фоновых знаний учащихся о событиях, происходящих в фильме (национальные меньшинства в Китае).
1.10.Просмотр фильма «Почтальоны в горах».
1.11.Дискурсивный анализ и коллективное обсуждение кинотекста.
1.12.Выявление и формулирование основной идеи кинотекста.
Раздел 5: Фильм «金陵十三钗» («Цветы войны»), Чжан Имоу, 2011 г.
1.13.Проведение вводной беседы, направленной на расширение фоновых знаний учащихся о событиях, происходящих в фильме (японско-китайская война).
1.14.Просмотр фильма «Цветы войны».
1.15.Дискурсивный анализ и коллективное обсуждение кинотекста.
1.16.Выявление и формулирование основной идеи кинотекста.
Раздел 6: Фильм «看上去很美» («Маленькие красные цветы»), Юань Чжан, 2006 г.
1.17.Проведение вводной беседы, направленной на расширение фоновых знаний учащихся о событиях, происходящих в фильме (система дошкольного образования в Китае).
1.18.Просмотр фильма «Маленькие красные цветы».
1.19.Дискурсивный анализ и коллективное обсуждение кинотекста.
1.20.Выявление и формулирование основной идеи кинотекста.
Раздел 7: Фильм «天浴» («Сосланная»), Джоан Чэнь 1998 г.
1.21.Проведение вводной беседы, направленной на расширение фоновых знаний учащихся о событиях, происходящих в фильме (культурная революция, ).
1.22.Просмотр фильма «Сосланная».
1.23.Дискурсивный анализ и коллективное обсуждение кинотекста.
1.24.Выявление и формулирование основной идеи кинотекста.
Раздел 8: Фильм «非诚勿扰» («Нечестных прошу не беспокоить»), Фэн Сяоган 2008 г.
1.25.Проведение вводной беседы, направленной на расширение фоновых знаний учащихся о событиях, происходящих в фильме (семейные ценности в современном Китае).
1.26.Просмотр фильма «Нечестных прошу не беспокоить».
1.27.Дискурсивный анализ и коллективное обсуждение кинотекста.
1.28.Выявление и формулирование основной идеи кинотекста.