Аннотация к курсу "Традиции войлоковаляния в современном дизайне предметов быта и аксессуаров"

Лекции:
1. Тема 1 История войлока
Краткая история войлоковаляния. Материаловедение. Виды шерсти, ее классификация. Свойства войлока  Техники валяния и инструменты, используемые в валянии. Основы валяния шерсти и фильцевания  Шерсть, используемая для валяния, виды шерсти  Примеры изделий из шерсти различной сложности.
2. Тема 2 Традиционные орнаменты народов мира. Особенности орнаментального оформления и технологий изготовления изделий из шерсти.
3. Тема 3 Основы цветоведения и колористики в решении декоративных композиций. Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов, виды гармоний.
4. Тема 4. Понятие стилей и стилизации в декоративно-прикладном искусстве
Практические занятия:
5. Метод мокрого и сухого валяния, декорирование объемных элементов. Изготовление мелких аксессуаров с совмещением методов валяния и их декорирование
6.  Изготовление изделий из плоских валяных элементов. Изготовление брошей.
7. Раскладка по выкройке. Выкладывание рисунка по шерсти. Валяние сумочки по выкройке с украшением объемными цветами.
8. Основы композиции. Цветочная композиция для декоративной подушки
9. Технология валяния на ткани – нунофелтинг. Работа с фактурами. Валяный шарф
10. Особенности метода фильцевания. Декорирование варежек.
11. Валяние головного убора на выкройке с рельефным узором. Методы получения рельефной поверхности.
12. Разработка эскиза и выполнение жилета по выкройке
 
 
 В настоящее время для современной культуры и искусства характерен  вновь возрождающийся интерес к традиционным ремеслам, декоративно-прикладному искусству прошлого. Этнические мотивы встречаются в произведениях станковых искусств, в дизайне посуды, одежды и интерьера наряду с высокими технологиями используются забытые в современном мире техники и материалы.
Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.
Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития и активизации творческого мышления, несложная техника и податливость материала позволяет воплощать самые неожиданные фантазии авторов,  процесс работы вызывает положительные эмоции и расслабляет, воспитывает усидчивость и упорство
Программа построена с учетом различных способностей учащихся, так от простого к сложному, постепенно задания усложняются и на каждом этапе обучения имеют положительный результат. Начальный уровень включает в себя изучение материалов, введение в цветоведение и колористику, валяние бус, брошей и других небольших изделий в технике мокрого валяния. Следующая серия заданий включает изготовление более крупных изделий, таких как шарф, берет, сумка. Завершающим комплексом заданий является сочетание техник мокрого и сухого валяния, сочетание различных материалов в работе, валяние на шелке, изготовление более сложных изделий.
Каждое занятие начинается с вводной лекции, постановки задач и описания методики выполнения задания, наглядного показа технических приемов и демонстрация наглядных пособий, образцов изделий. Практическая работа предполагает упражнения по выполнению приемов, комплексные работы, самостоятельные работы.
Цель программы:  развитие творческих способностей, формирование эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры.  
Задачи программы:
1. Обучающие:  формирование специальных знаний по предмету (основы композиции, цветовые теории и т.д.); приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов; обучение технике «мокрое валяние»,  обучение технике «сухое валяние»;
2. Воспитывающие: воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;   развитие мелкой моторики, образного мышления, эстетического и художественного вкуса;
3. Развивающие: развитие   индивидуальных творческих способностей и мышления  учащихся;  умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе;  развитие художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию;   развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности;
Результат обучения – изготовление авторских работ, участие в отчетной выставке. Каждый студент должен выполнить итоговую работу. Он самостоятельно выбирает образ, разрабатывает эскиз, выбирает материал. Весь технологический процесс от замысла, до краткого  изложения, учащиеся  представляют на защите  творческой работы.