Аннотация к курсу "Основы масляной живописи. От реалистичного изображения к условно-стилизованному"

Лекции:
1. Тема 1 Введение в основы масляной живописи. История развития, стили и направления. Техники и приемы. Материалы.
2. Тема 2 Композиция. Статика и динамика, равновесие, понятие главного и второстепенного. Особенности восприятия изображения. Типы композиций и принципы разработки.
3. Тема 3 Основы цветоведения и колористики. Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов, виды гармоний.
4. Тема 4. Понятие стилизации в искусстве
Практические занятия:
5. Этюд яблока. Освоение технических приёмов и изучение особенностей работы масляными красками. Определение общего цветового строя постановки. Выявление объёма предмета средствами светотени, теплохолодности. Использование техники «а-ля прима».  
6. Рисунок композиции из шара, куба и цилиндра. Изучение средств передачи объема и пространства на плоскости. Изучение явления перспективы. Решение композиционных задач.
7. Осенний натюрморт с овощами в тёплой цветовой гамме. Поиск композиционного решения. Анализ конструктивных особенностей строения предметов натюрморта, постановка на плоскость. Выполнение рисунка. Ведение работы в цвете в технике лессировок. Отображение в работе тональных отношений, моделировка тоном света и тени. Создание цветовой гармонии в теплой гамме. Передача пространства, плановости и световоздушной перспективы. Обобщение второстепенных деталей, выделение главных частей при завершении работы для достижения цельности композиции.    
8.  «Морской» натюрморт в холодной цветовой гамме. Выполнение рисунка. Ведение работы в цвете в технике лессировок. Отображение в работе тональных отношений, моделировка тоном света и тени. Создание цветовой гармонии в холодной гамме. Передача пространства, плановости и световоздушной перспективы. Обобщение второстепенных деталей, выделение главных частей при завершении работы для достижения цельности композиции.    
9. Натюрморт, построенный на родственных цветовых сочетаниях в стилистике импрессионизма.
Знакомство с техникой пуантилизма. Законы оптического цветосмешения, выбор цветовой гармонии дополнительных цветов.
10. Выполнение копии с работы Константина Коровина в жанре натюрморта. Изучение стилей и направлений в живописи  XX века. Особенности стиля К.Коровина, особенности композиционного решения, колористического, техники и материалов живописи. Поиск композиционного и цветового решения в форэскизах. Композиционное решение постановки в большом формате. Цветовое решение в масле. Передача главного и второстепенного, световоздушной перспективы. Создание гармонии, передача техники художника, передача настроения художественными средствами.
11. Композиция с цветами в стилистике ар нуво
Изучение стиля, особенностей, технологий. Значение линии в живописи. Выполнение работы в технике лессировок.
12.Тематический натюрморт, построенный на контрастных цветовых сочетаниях. Особенности пространственных решений кубизма.
Изучение стиля кубизм. Особенности понимания изображения, условность пространства, объема, светотени. Стилизация и трансформация объектов. Условно-плоскостная трактовка изображения средствами «ограниченной палитры».
13. Декоративный натюрморт из предметов быта с элементами интерьера в стилистике конструктивизма.
Поиск композиционного, колористического и тонального решения характерного для конструктивизма. Стилизация изображения.
14. Портрет. Изучение анатомических особенностей головы человека, построение портрета. Композиционное решение с учетом расположения основных акцентных форм – головы и рук. Выявление пластических особенностей. Цветовое решение. Последовательность ведения работы от общего к частному, техника «а-ля прима». Передача тональных отношений, объема, пространства, плановости. Понятие теплохолодности  и передача тональной перспективы. Моделировка цветом света и тени. Лепка формы цветовым пятном. Создание цветовой гармонии, настроения.
15. Портрет в стилистике авангарда. Изучение направления, его особенностей, представителей. Понимание формы, пятна в живописи. Поиск выразительных средств. Выполнение условно- плоскостного решения.
16. Автопортрет в стилистике поп-арт
Дисциплина учит более тонкому и изысканному восприятию действительности, умению видеть и подмечать особенности и красоту в обыденном, где цвет играет ведущую роль.
Содержание программы направлено на практическое освоение академической живописи, знакомство и овладение стилями и направлениями формальной, декоративной живописи ХХ-ХХI веков, понимание этапов становления современного искусства и исторических периодов. При выполнении практических заданий учащиеся овладевают способами выявления особенностей пластической формы, строения композиции, организации линейных ритмов, передаче объема и пространства цветом, пластических объемов и цветовых пятен и др.
 
Курс предусматривает выполнение заданий, развивающих у студентов творческие способности, композиционное мышление, чувство стиля, помогающих овладеть методами объемно-пространственной и плоскостно-декоративной живописи. 
     Цель курса – научить мыслить творчески и свободно, опираясь на внутренние законы природы и восприятия, передавать идею различными визуальными средствами. Полученные знания и навыки могут быть использованы в профессиональной деятельности всех творческих направлений. Курс будет полезен как студентам гуманитарных направлений, так и естественных, развивая креативное мышление, кругозор, знакомя с теорией и практикой художественной культуры.  
 
Задачи курса:
- обучение студентов передаче характера форм и пространства на изобразительной плоскости, передаче и созданию цветового строя изображения, поиску орнаментально-ритмической структуры живописного произведения.
- освоение декоративного обобщения, интерпретации как элемента творческого процесса.
- изучение проблем композиции и колористического решения живописного произведения.
- изучение различных приемов плоскостной трактовки формы и пространства в современной живописи.
   
Результаты освоения курса:
         - владение базовыми знаниями и умениями по живописи
         - способность к творческому самовыражению
         - уверенность в таких вопросах профессионального мастерства, как чувство стиля, композиционное мышление, цветовые гармонии, взаимосвязь плоскости и пространства и др.
 
В результате изучения дисциплины «Живопись» студент должен знать:
- основные принципы построения целостной гармоничной композиции.
- методы и приемы творческой интерпретации натуры.
- закономерности создания цветового строя, колорита живописного произведения, приемы использования контрастов в живописи. 
Уметь:
- анализировать предлагаемый или собственный материал, выбирать выразительные средства для реализации своей идеи.
- импровизировать, абстрагировать, мыслить проектно.