Аннотация к курсу "Развитие потенциала креативного лидерства в среде инициативной университетской молодежи (психологическая подготовка к прорывным проектам)"

         Курс разрабатывался в соответствии со Стратегической инициативой ТГУ (п. 3.7) «Поколение 2020», которая ориентирована на создание условий для креативной личности, готовой участвовать в производстве и распространении знаний. Ее реализация, в частности, предусматривает:
– формирование лидеров изменений, способных к инновационному поведению, созданию социальных и профессиональных сообществ;
– формирование компетенций использования фундаментальных знаний для решения междисциплинарных задач и задач инновационного развития.
          Данная инициатива конкретизирована в п. М.1.1.3 дорожной карты «Внедрение инновационных образовательных продуктов и технологий, обеспечивающих индивидуализацию образования и поддержку талантов, формирование выпускника-трансфессионала для современной экономики знаний».
         Актуальность курса. Реальная проблемная ситуация университетского образования заключается в инерции традиционных консервативных форм организации учебного процесса (лекция, семинары, практические занятия). Основными дефицитами этих форм являются отсутствие синхронных обратных связей между преподавателями и студентами, а особенно между самими студентами. Имеется ввиду живое диалогическое общение, задействующее разнонаправленные каналы коммуникации – как минимум аудиальный и визуальный. Они порождают трансмодальные связи и формирование синестезической чувствительности (умение переводить синхронно из одного канала в другой). Обратный визуальный канал меняет направление речи. Это, как правило, не учитываются и не рефлексируются в учебном процессе традиционного типа. Между тем, именно эти аспекты, повышающие чувствительность к противоречиям и проблемным ситуациям составляют суть творческой коммуникации в образовании, развивающей креативную личность. Дистанционные формы обучения типа Moodle  лишь уводят от этой конкретной проблемы, создавая иллюзию ее решения.
          Цель курса – через  работу над прорывными проектами раскрыть у инициативной молодежи ТГУ творческий коммуникативный  потенциал  креативности и суперлидерства в их единстве. 
          Предполагается создание новой учебно-образовательной ситуации, которая будет  актуализировать спонтанность, импровизацию и синхронную творческую коммуникацию участников курса, включая преподавателя. Это создаст поисковую мотивацию, ориентированную на достижения нового опыта, новых знаний и компетенций в формировании творческого диалога. Формируется креативная атмосфера, актуализирующая лидерские возможности каждого участника проекта. В ней предполагается интенсивный межличностный обмен интересами, замыслами, планами, которые неизбежно будут выходить за рамки конкретных профессий их носителей.  Образуется новое трансфессиональное пространство общения участников группы.
          В нем участники развивают взаимопонимание, готовя почву для свободного индивидуального взаимного выбора друг друга в качестве участников творческих команд по созданию прорывного трансфессионального проекта в импровизационном процессе при дефиците времени и информации (модификация мозгового штурма и синектической группы).
          Учебно-тренинговый процесс будет организован на основе четырех авторских технологий – «Транскоммуникативная творческая ситуация», «Расширение диапазона приемлемости», «Креативные коммуникативные миры» и «Супервизия «прорывных» проектов», реализация которых приведет к экспертной оценке коллективных творческих решений, делающих проекты трансфессиональными. Они будут характеризовать измененный креативный потенциал каждого участника и команды в целом. В такой ситуации  каждый участник будет объединять личный творческий потенциал и  потенциал его суперлидерства при работе в команде. Под суперлидерством понимается способность лидера актуализировать лидерскую инициативу членов его команды, которые постепенно становятся креативными лидерами.
           Специфическая новизна предлагаемой модели в том, что она изначально инициирует в участниках креативную и лидерскую позиции, а успешная работа в команде предполагает восприятие ими друг друга в качестве лидеров, что и означает выведение каждого в суперлидерскую позицию (как метапозицию в творческом процессе).
           В итоге проектно-исследовательское направление органично включено в программу самого образовательного процесса, а кампусный  курс  в целом имеет широкую междисциплинарную  направленность. 

Структура и содержание курса:
 
Раздел 1: Творческая коммуникация и человек будущего
1.1     Тема 1 Феномен человеческой коммуникации: переход от homo sapiens к homo noeticus
От эволюции к эмердженции. Новые и вечные признаки интуитивного ума. Первичная метакоммуникация и транскоммуникативный прорыв к будущему.
1.2     Тема 2 Транскоммуникативная творческая ситуация 
Создание активной групповой ситуации актуализации и диагностики транскоммуникативного потенциала участников. Актуализация креативности в импровизационном ритм-синтезе. Диагностика транскоммуникативного потенциала в новом групповом контексте.
Раздел 2: Психология творческой коммуникации и особенности жизненного мира креативного лидера
2.1.     Тема 1 Уровни творческой коммуникации и открытый коммуникативный мир креативного лидера
Метакоммуникативная структура встречи с новым. Чувствительность к противоречиям и синхронная обратная связь как факторы образования транскоммуникативной ситуации. Многообразие коммуникативного пространства и творческая мобильность лидера. Коммуникативный мир как форма жизни и творчества. Открытость коммуникативного мира креативного суперлидера.
2.2.     Тема 2 Расширение психологического диапазона приемлемости креативного лидера: активные исследовательские экспресс-методы 
Активная диагностика психологического диапазона приемлемости членов группы. Метод создания творческой групповой атмосферы как способ расширения диапазона приемлемости потенциальных лидеров.
Раздел 3: Креативные коммуникативные миры – способ жизни креативного суперлидера
3.1.      Тема 1 Психология суперлидерства и креативные коммуникативные миры в жизни и организации
Организация как созвездие коммуникативных миров. Мобильность лидеров в коммуникативных мирах группы. Суперлидерство как поддержка креативных коммуникативных миров участников группы.
3.2.       Тема 2 Метод моделирования креативных коммуникативных миров при создании прорывных проектов
Специфика прорывных и венчурных проектов.  Коммуникативный мир как оптимальная среда формирования и реализации инициативных проектов. Формирование замыслов проектов участниками группы в избранном коммуникативном мире.
Раздел 4:  Супервизия прорывных проектов
4.1.        Тема 1 Работа синектических подгрупп по конкретизации прорывных проектов
Организация работы синектических подгрупп по созданию оригинальных проектов.
4.2.        Тема 2 Групповая супервизия презентации прорывных проектов подгруппами
Презентация инициативных проектов подгруппами друг другу и их взаимный критический анализ. Итоговый подкрепляющий разряжающий ритм-синтез.