Аннотация к курсу "Я – редактор: как вычитать, сократить, обработать, переделать текст"

Актуальность курса определяется возрастающими в современном мире потребностями эффективной письменной коммуникации в различных сферах: научной, публицистической, деловой, художественной и др. и, соответственно, овладения знаниями, умениями и навыками создания и усовершенствования разных видов текста в целом и отдельных его уровней.

Целью освоения дисциплины является создание у студентов системных представлений об усовершенствовании (редактировании) текста с учетом его целевого назначения и предполагаемого читательского адреса.

Задачи курса – овладение

  • умениями оценивать авторский текст (свой и созданный другим человеком) с точки зрения целевого назначения и потенциального читателя, вырабатывать стратегию и тактику, включая конкретные способы и последовательность, совершенствования текста с учетом результатов его оценки;

  • первичными навыками и методиками практической работы в сфере усовершенствования текста (своего и чужого).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

общекультурные:

логически верно, ясно и аргументированно выражать мысли в письменной форме;

критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков в области письменной коммуникации;

профессиональные:

понимать сущностные характеристики текста и его разновидностей;

оценивать текст, его достоинства и недостатки;

редактировать (совершенствовать, готовить к публикации) тексты разных видов в целом и отдельные его уровни;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать сущность, структуру, технологии редакторского анализа текста; специфику совершенствования текстов, относящихся к наиболее распространенным и востребованным видам и жанрам;

уметь оценивать текст с точки зрения его целевого назначения и потенциального читателя; вырабатывать способы совершенствования текста с учетом результатов анализа;

владеть критериями редакторской оценки текста и способами применения их на практике, исходя из требований к отдельным элементам текста и к тексту в целом; методами и техниками исправления текстов разных видов и жанров.К-6, ОК-8, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-25).

Дисциплина содержательно-методически и логически базируется на таких курсах, как стилистика и культура речи русского языка, современный русский язык, история, философия, иностранный язык, логика, основные теории коммуникации. Освоение данной дисциплины согласуется, как предшествующее или параллельное, с работой студентов всех направлений над научными докладами, статьями, курсовыми сочинениями, ВКР бакалавров и магистрантов, над публицистическими, рекламными, художественными, деловыми текстами.

Раздел 1: Введение

    1. Цель и задачи курса. Сущность и задачи усовершенствования текста. Основополагающие принципы работы по усовершенствованию текста.

    2. Текст как объект усовершенствования.

Свойства текста как объекта усовершенствования: целостность как содержательное единство текста, его подчиненность основной идее, смысловая законченность; информативность как способность текста быть носителем законченного сообщения (виды информации); связность как синтаксическое свойство, с помощью которого обеспечивается его смысловая целостность (средства связности текста); литературная обработанность как обязательное качество содержания и формы текста, диктуемое тем, что чтение текста – это коммуникация автора и читателя без прямого контакта.

    1. Методика правки текста, виды и техника правки

Виды чтения текста (оценочное, шлифовочное) и их назначение; условия правки текста. Виды правки текста: вычитка, сокращение, обработка и переделка; их методики и технологии проведения.

Раздел 2: Совершенствуем текст.

2.1. Делаем текст логически правильным.

Единицы логического анализа текста (логическое имя, суждение, логические связки). Законы логики в редактировании (закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания). Редакторские приемы выделения логических связей.

2.2. Работаем с композицией текста.

План рукописи и анализ композиции. Композиционные единицы и виды связи между ними. Оценка композиции с точки зрения ее логичности. Соотнесение композиции с жанром рукописи. Оценка соответствия композиции содержанию текста. Методика правки композиции.

2.3. Работаем с фактическим материалом.

Понятие факта в редактировании. Условия успешного совершенствования рукописи в плане ее фактического материала. Функциональные качества фактического материала. Причины фактической неточности и недостоверности текста. Приемы проверки точности и достоверности фактов. Работа с терминами, цитатами, статистикой. Редактирование таблиц.

2.4. Способы изложения информации (содержания) как предмет усовершенствования текста.

Классификация способов изложения содержания и видов текста. Повествование, его виды и признаки, технологии исправления повествовательных текстов. Описание, его виды и признаки, технологии исправления описаний. Рассуждение, его виды и признаки, технологии исправления рассуждений. Определения, объяснения и их редактирование. Соотношение типа повествования и построения текста.

2.5. Работа над языком и стилем текста

Анализ языка и стиля рукописи. Требования к стилистической правке. Распространенные стилистические ошибки и приемы, помогающие их устранить. Работа с «лишними» словами.

2.6. Работа над элементами текста.

Заглавие и заголовки. Перечни. Названия. Сокращения. Выделения. Числа и знаки. Даты и время дня. Цитаты. Внутритекстовые ссылки.

2.7. Работа над аппаратом рукописи.

Аппарат рукописи, его состав, функции, принципы формирования. Иллюстрации как элемент текста.

2.8. Итоговый просмотр рукописи.

Раздел 3. Итоги курса

Тестирование и аналитический комментарий

.